Жизнь как она есть.
Информационно-аналитический портал



Курсы валют

Доллар США
339.5
Евро
395.42
Российский рубль
5.4

Прогноз погоды

Караганда
+18
Астана
+17






Темы недели

«Обворовывают и твердят: «Ищите вора!»




Уважаемая редакция! От имени жильцов восьмого подъезда дома №28 по улице Муканова решила обратиться к вам за помощью. У нас в доме десять подъездов, на восемь из них «Жарык» установил общий счетчик, после чего нам стали приносить крупные счета за свет в подъезде...


Сначала начислили 200, потом 300, а теперь уже 400 тенге. Непонятно по какой причине, но плата растет ежемесячно. Причем в квитанциях не указано, за какое количество киловатт взимается оплата. Так ведь можно поставить и тысячу тенге, и мы никак не сможем это проверить. В девятом и десятом подъездах стоит отдельная щитовая и отдельные счетчики. И жильцы там платят в десять раз меньше, чем мы, по 20-40 тенге в месяц. 
В общем, неплохо устроился монополист, установив общедомовые счетчики! Иначе, как грабеж, это не назовешь. Мы стали требовать установить нам отдельный счетчик. Сделали все, что от нас требовалось: провели собрание, составили протокол с подписями, произвели расчет мощности по квартирам. 
В «Жарыке» нам сказали, что нужны еще технические условия, за которые мы должны заплатить 150 тысяч тенге. Затем в компании нам пояснили, что установить отдельный счетчик не так-то просто: нужно протянуть отдельный кабель, а для этого надо рыть траншею и нанимать экскаватор  и трактор. Сразу предупредили: «Вы не потянете такие расходы». 
Поняв, что нас водят, как слепую лошадь, мы обратились за разъяснениями в государственные инстанции. Пошли горы бумаг. Но внятного ответа мы так ни от кого не получили, хотя вопрос поставили четко и ясно: что мешает нам установить отдельный  счетчик на подъезд, как это было раньше? В общем, утонули мы в отписках, а с места так и не сдвинулись. 
Наш дом заселялся сорок четыре года назад,  у нас был отдельный счетчик на подъезд, он и до сих пор работает. Так почему же возникли такие сложности? В «Жарыке» пояснили, что мы много платим, потому что «у вас воруют свет» (дословно привожу их слова). Ну так ищите вора! Электроэнергия — ваш товар, его у вас воруют, а не у нас. Мы, жильцы, не сыщики и не электрики, почему же мы обязаны устанавливать и разоблачать расхитителей?   
Но когда я на собрании (от «Жарыка» присутствовал Л. Шиков) высказалась насчет того, что не буду платить за свет в подъезде, так как не знаю, за сколько киловатт и за кого, собственно, плачу,  этот представитель ответил, что мне отключат свет в квартире. Ну и дела! Правильно ли это? 
Дорогая редакция, помогите нам разобраться в отношениях с монополистом.  На наш взгляд, монополист обманывает нас, как ему вздумается, при этом грозит какими-то санкциями, а мы должны возмещать какие-то чужие мифические потери. 
 
От имени жильцов подъезда (14 квартир), Н. ГЛАДКИХ 
 
Пока народ безмолвствует… 
 
За разъяснениями мы обратились к юристу общества по защите прав потребителей «Гарант» Ирине Фурсовой. Правозащитник ответила однозначно: установка общедомового прибора учета незаконна. 
— Согласно типовому договору общедомовые нужды оплачивает КСК, — сказала она. — Подъездное освещение, отопление и лифт — все это общедомовая собственность, которая находится в объекте кондоминиума. В разрез этих норм Единый расчетный центр коммунальных услуг (ЕРЦКУ) и компания-монополист выставляют счета на общедомовые нужды. 
Юрист объяснила нам, что она неоднократно сталкивалась с этой ситуацией. И пыталась прояснить для себя, что это за организация такая — ЕРЦКУ, чем занимается и на каком основании берет деньги за свои услуги. 
— Сведения по ней практически полностью спрятаны, и это не может не настораживать, — говорит Ирина Фурсова. — А вот что касается непредвиденных потерь «Жарыка», которые он пытается переложить на плечи потребителей, то здесь все гораздо проще. Существует такое понятие, как нормативно-технические потери, и они заложены в тариф, который согласуется с департаментом регулирования естественных монополий.  Жители могут обратиться в это ведомство за подтверждением этой информации.  
Ирина полностью поддержала возмущение Н. Гладких, усомнившейся в том, что она-де обязана оплачивать непонятно кем потребленные киловатты. 
— В моей практике было такое, когда монтеры «Жарыка» подключали «левые», скажем так, сетевые приборы к общедомовому счетчику, и весь дом платил за какое-нибудь коммерческое предприятие — кафе, салон или магазин, — говорит юрист. — Чтобы такого не происходило, жильцы должны объединиться и отстаивать свои интересы, вплоть до суда. Иначе монополист и дальше будет навязывать им свою волю и свои правила. 
Имея электротехническое образование, Ирина не скрывает, что большинство своих беззаконных действий и инициатив монополист проталкивает, пользуясь отсутствием элементарной грамотности людей в этой области.  Возможно, именно потому, что «потребители все равно не поймут», горожанам навязали инвестиционную программу с электронными счетчиками и дистанционным управлением. 
— В общей сложности ее стоимость была такова, что на каждую квартиру надо было начислить по одной тысяче евро. Народ, естественно, этого не знал, но оплатил ее новым тарифом, потому что за потребителей не вступился ни один государственный орган… 
Правозащитница призвала карагандинцев не безмолвствовать, а всеми способами себя защищать. 
— В Гражданском Кодексе есть такое понятие, как самозащита, ее вполне можно применять как защиту прав потребителя, — говорит она. — «Не хочу, чтобы меня обманывали!» — под этим лозунгом жильцы должны объединяться и отстаивать собственную правоту. Поверьте, судьи тоже люди и вполне могут разглядеть суть конфликта. Времена, когда монополист безоговорочно доказывал свою правоту, прошли, все больше решений выносится в пользу потребителей. 
В качестве примера Ирина рассказал о последнем случае противостояния жильцов с компанией «Караганды Жарык». 
— Жители одного из домов по улице Жамбыла дружно восстали против установки общедомового счетчика, который им упорно навязывали, и отстояли свои интересы, — говорит юрист. — Думаю, получилось у них потому, что люди оказались на редкость сплоченными и единодушными. 
Правозащитник уверена, что именно пассивность и бездействие потребителей, которым недосуг вникать во все тонкости коммунальных проблем, развратили частные структуры, которые, умело используя позицию многих жильцов «моя хата с краю», стали навязывать им свою волю и диктовать свои порядки. 
— Мы сами пустили все на самотек, — говорит Ирина. И приводит пример с выносом электросчетчиков. 
— Сколько было сломано копий, а воз и ныне там, — сетует она. — А ведь счетчик — это наша собственность. Никому не возбраняется купить дополнительный прибор, установить его в квартире и потребовать его опломбировать. Если работники «Жарыка» откажутся, пломбу могут поставить представители КСК — простой сургуч для этого вполне подойдет. И это будет законный контрольный вариант. Многие ли из нас это сделали? То-то и оно… 
В ситуации, в которой оказались жители улицы Муканова, Ирина подозревает, что на установку общедомового счетчика договор с монополистом заключил КСК. 
— Автору письма необходимо организовать жильцов своего дома, провести общее собрание, принять решение и отвезти его в «Караганды Жарык». А для того, чтобы в подъезде горел свет, достаточно нанять электрика и поменять схему, ведь речь идет, как я поняла, о каких-то четырех-пяти лампочках, и счетчик у них имеется.
 
Татьяна ЛЕБЕДЕВА       
 


Вернуться назад

news
ТОО «Издательский Дом «Классик» Газета «Криминальные новости» Газета «Наша Ярмарка»
Блог Вячеслава Коханова












Редактор Вячеслав КОХАНОВ slava_k9@mail.ru 8 701 492 43 58

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № 16984-СИ от 26.03.2018 г. выдано Комитетом информации Министерства информации и коммуникаций РК"
2018 © Разработка и поддержка сайта: Интернет-компания «Creatida»